Герой России, человек-легенда, а для жителей
Чувашской Республики – прославленный земляк. Конечно, это известнейший комдив
Василий Чапаев. В этом году в Чувашии праздновалось 125-летие со дня его рождения. Эта дата и вообще – сама личность полководца дали повод вновь заговорить на тему брендов республики.
Казалось бы, пару лет назад обсудили (с проведением конкурса, как положено) и определились: жить теперь региону с брендом «
Чувашия – сердце Волги». Тогда на конкурс «Туристический бренд Чувашии» было подано более пятидесяти работ. «Сердце Волги» вышло в победители. Выбор объяснялся географическим положением республики,сыграли свою роль и логотипы городов и стран, где присутствует сердце (Дубай, Венгрия, Колумбия). Чувашия сегодня именно так позиционирует себя на международных туристских выставках. Под одноименным названием активно продвигается интернет-портал. Добавил ли этот бренд привлекательности республике? Критику точно вызвал: позиционироваться в качестве «сердца», «души» или «жемчужины», как делают сейчас некоторые города и целые регионы, считается как минимум неэффективным.
Профессионалы по брендингу уже содрогаются при появлении очередной заявки на душу или сердце – региона или, ни больше ни меньше, всей России.
Тему
Волги в позиционировании Чувашии не обойти. Она присутствует в виде зигзагообразных линий на гербе Чувашии. Там же, кстати, есть силуэты дубов, стилизованные под чувашский орнамент. Национальные орнаменты – это ведь тоже узнаваемый чувашский бренд. Кто хоть раз видел местную вышивку, отличит ее от любой другой. Специалисты отмечают в ней богатство и разнообразие узоров, оригинальность расцветки. Чувашки разных этногрупп применяли свои приемы вышивок. Известно до 26 типов швов: роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д. Славились местные мастерицы созданием узорных поясов, занавесей (чаршав), пестрых ковров, сурпанов. Не случайно Чувашию называют краем ста тысяч вышивок и ста тысяч песен.
Идеи по продвижению «малой родины» есть у ее знаменитых земляков, ныне живущих в столице. Артист
Станислав Садальский убежден сам и убеждает других в ценности чувашских продуктовых брендов. Так, на своем блоге он от души хвалит местные колбаски и конфеты, а в особенности – чувашское пиво. Пиво здесь – напиток культовый. Есть посвященный ему музей, проводятся фестивали и праздники пива. Например, «Кер сари» (праздник осеннего пива). К непродуктовым брендам, также известным далеко за пределами республики, относится чувашский трикотаж.
Московский юрист Владимиром Васильев вызвал жаркие дискуссии, предложив в Интернете тему ребрендинга
Чувашии – переименования ее в
Республику Волжская Булгария. Подобная идея возникала еще в конце 20-х годов XX века – тогда было озвучено название «Булгаро-чувашская республика». Известный ученый Николай Ашмарин в книге «Болгары и чуваши» привел обоснования, что чуваши являются прямыми потомками волжских булгар. Профессор Геннадий Тафаев написал монографию о преемственности болгаро-чувашской (или старотюркской) и новочувашской цивилизаций. Васильев также говорит о родственности современных чувашей с булгарами и утверждает, что со сменой названия изменится самосознание жителей республики, отношение к региону, в целом – его имидж. И все-таки сторонников Васильева нашлось меньше, чем противников идеи переименования. Жители Чувашии не против родства с прославленными предками, некоторым даже в удовольствие называть себя булгарином или булгаркой. Но на столь кардинальный ребрендинг большинство населения, похоже, не настроено.
Сегодня специалисты по туризму Чувашии выделяют пять приоритетных направлений развития туризма в республике: круизный, сельский, этнический, оздоровительный, экологический. Круизный подсказан расположением региона. Оздоровительный туризм в среднерусской полосе сегодня весьма востребован, и здравницы Чувашии известны и местным, и жителям других регионов. С сельским, эко- и этнотуризмом ситуация неоднозначная. Ресурсы есть, это несомненно. Но и сложностей хватает, главная: не готова пока чувашская глубинка к приему гостей.
Показательный пример - Ибресинский район. Его пытаются раскручивать как туристический центр под собственным брендом: «
Ибреси — сердце и легкие Чувашии» (неравнодушны в республике к подобному позиционированию). Район действительно привлекает нетронутой природой, чистотой воздуха. Можно просто наслаждаться сосновым бором и прудами или, чтобы не заскучать, получить легкий экстрим, купаясь в Змеином озере (там вместе с людьми любят плавать ужи). В районе есть этнографическая деревня – музей под открытым небом с деревянными постройками, мельницей. Но туристы туда заезжают редко. Вот районные власти и бьются над задачей: как привлечь гостей. Обсуждается развитие гостевых домов: чтобы горожане смогли пожить в экологичных избах, питаться продуктами, выращенными на местных огородах, и наслаждаться окружающей природой. Во всем мире такой отдых пользуется спросом. А если предложить гостям «три в одном», то есть сельский, экологический и этнотуризм сразу, интерес точно будет. Идея турпродукта есть, теперь требуется, собственно, этот турпродукт создать.
Что же касается легендарного
Чапая, он прорвался в бренды, как и положено полководцу, герою Гражданской войны – стремительно, не оставляя сомнений. В Чебоксарах именем Чапаева названы улица и сквер, есть посвященный ему музей, а рядом с музеем - дом семьи Чапаевых, привезенный из деревни Тохмеево Чебоксарского района. Есть в городе и памятник земляку-комдиву. Создан Общественный фонд имени В.И. Чапаева, проходят конференция «Чапаевское наследие», «Чапаевские чтения» (по традиции, с коллективным просмотром фильма «Чапаев»). В честь 125-летнего юбилея Чапаева местные автолюбители и ДОСААФ организовали автомобильную радиоэкспедицию по городам и районам республики. Работала выставка сувенирной продукции под характерным названием: «Василий Иванович Чапаев – это бренд». Чапаев – личность героическая, но вместе с тем это и популярнейший персонаж анекдотов. Чебоксарцы решили обыграть такое проявление народной любви, и несколько лет назад возникла идея проводить в городе
фестиваль юмора «Золотой Чапай». Идею удалось воплотить, и на фестиваль в Чебоксары съезжались российские сатирики и юмористы. Но продолжалось так недолго: то ли организаторы не нашли необходимой поддержки, то ли в кризисные годы чебоксарцам стало не до юмора.
Соседи из
Марий Эл успешно раскрутили литературный бренд –
Остапа Бендера, проводя ежегодную Бендериаду в Козьмодемьянске. Саратовцы тоже делают PR на вымышленном персонаже –
Хлестакове, которого Гоголь сделал уроженцем их губернии. У чебоксарцев есть реальный герой, да и проведение фестиваля в его честь уже опробовано. Не исключено, что «Золотому Чапаю» суждено еще возродиться, а бренду «Чапаев» – стать визитной карточкой региона.
Дина Квасова
Статья может быть скопирована только с указанием гиперссылки на сайт
Курорты России