Керженец для старообрядцев река священная. С самого начала своего появления раскол не в другом каком-либо месте, а здесь, на
Керженце, водрузил свое знамя в надежде в заволжских лесах сохранить "старую веру" отцов.
Сюда, по некоторым сведениям, переселилось к концу XVII века
около ста тысяч человек. Слово
"Керженец" у всех старообрядцев обладало особым значением, даже более – каким-то магическим действием, словом
Святая Земля, и способно было воспитывать людей стойкими и непоколебимыми в деле веры. Популярность его возросла до того, что слово "Керженец" стало отождествляться со словом "раскол", и вместо слова "раскольничать" нередко стали употреблять слово "кержачить". Название целого Семеновского уезда
Нижегородской области стали заменять словом "Керженец": "поехал на Керженец", "приехал с Керженца", "побыл на Керженце".
На новых землях, чтобы выжить, староверы вынуждены были заняться ремеслом. В скитах появляются мастерские. Женщины вышивали бисером и стеклярусом оклады для икон, картин и других бытовых предметов. Одно из главных занятий старообрядцев – изготовление деревянных изделий, посуды. Со старообрядчеством связано возникновение хохломского искусства – оригинальной техники окраски деревянных изделий, особенностью которой является получение золотистого цвета без применения золота. По преданию оно возникло в с.Хохлома недалеко от города
Семенов. Нравственную поддержку старообрядцы находили в скитах, ибо в них строго хранили веру православную и обряды.
К скитникам они питали глубокое уважение и считали скиты местами священными. Путешествие в скиты приравнивалось к путешествию в Иерусалим.
На протяжении двух с половиной веков существование скитов не давало покоя как светским, так и духовным властям, а романами П.И. Мельникова (А. Печерского)
"В лесах" и "На горах" зачитывалась вся грамотная Россия, начиная с царской семьи.
Старообрядцам была присуща такая черта, как исключительное трудолюбие. Они с особым почтением относились к учению Иоанна Златоуста (IV в. н.э.), который рассматривал труд и бережливость и как форму борьбы с бедностью, и как форму воздержания и спасения человека. Староверы крестились двоеперстием, одевались на старинный манер, бережно хранили предания давно минувших дней. В семьях почитали старших, не употребляли бранных слов, отвергали курение и алкоголь. Общепринятыми правилами поведения были сдержанность, доброе отношение ко всем людям, честность, верность слову, небоязнь властей, нелюбовь к пустой болтовне, твердость характера, а также ответственность за свое дело.
Павел Анохин