01.11.2012
Как обогнать конкурентов, или место под солнцем для города-миллионника
Регионы не только дружат, соседствуют, но и конкурируют между собой, это приходится признать. В огромной России и конкуренция под стать ее масштабу. Что нужно, чтобы не только остаться заметным, но и выйти в лидеры в нешуточном соперничестве? Этой теме была посвящена встреча «Нижегородского эксперт- клуба», которая так и называлась: «Стратегия развития Нижнего Новгорода как инструмент достижения лидерства в конкуренции регионов».
По мнению директора Фонда содействия развитию институтов гражданского общества в ПФО
Дениса Москвина, у Нижнего Новгорода имеются все ресурсы для развития в качестве историко-культурного центра. Богатейшая история региона в доказательствах не нуждается. Культурные традиции нижегородцев также хорошо известны. В частности, по приведенной Москвиным статистике, среди 12 городов-миллионников
Нижний Новгород занимает первое место
по количеству театров на тысячу жителей и второе – по их по посещаемости. Эксперт отметил: развитие именно в этих направлениях даст наиболее быстрый результат, что очень важно – конкуренты, города-миллионники, не дремлют и медлить в состязании на лидерство нельзя. Кроме того, позиционировать свои исторические и культурные ценности полезно для воспитания патриотизма в местных жителях. А гостям из других регионов город с богатым историко-культурным потенциалом станет интересен как туристический объект. У
Нижнего Новгорода, таким образом, есть все шансы попасть в туристические центры. Правда, для этого придется немало потрудиться: согласно статистике, город среди российских мегаполисов в лидерах не только по театрам, но и, увы, по числу преступлений.
Руководитель Центра социально-политических исследований Приволжского филиала Института социологии РАН Евгений Семенов указал на такую проблему в продвижении региона как отсутствие миссии. Все миссии города связаны с былыми заслугами: «родина Ополчения, спасшего отечество от интервенции», «карман России»... Этим можно и нужно гордиться, но это – история. А стратегия развития, по утверждению Семенова, должна основываться на ценностях сегодняшнего времени. И вот с ними-то загвоздка: город переживает что-то вроде кризиса идентичности. В поиске идентичности помогут маркетинговые стратегии (проведение масштабных мероприятий, событий), но самое главное - нужно найти нечто одновременно и уникальное, и востребованное «здесь и сейчас». И соотнести запросы, потребности с собственными возможностями.
Характерно, что мнения участников эксперт - клуба (а это политологи, журналисты, предприниматели и общественные деятели) о ресурсах для развития города разделились. Меньше четверти присутствующих поддержали идею продвижения Нижнего Новгорода
как историко-культурного центра. Для некоторых вопрос, в чем же уникальность региона, остался открытым: они отметили лишь, что город должен развиваться как современный мегаполис, комфортный для проживания. Наконец, большинство – около половины экспертов – склонилось к мнению, что Нижний Новгород должен позиционировать себя
как город инноваций, передовых технологий и технического прогресса.
Дискуссии о нижегородских брендах, а соответственно, и о возможностях продвижения региона, на различных площадках города происходят регулярно. Хочется привести некоторые из мнений, прозвучавших на подобном обсуждении. Профессору, декану факультета международных отношений ННГУ им. Лобачевского
Олегу Колобову Нижний Новгород представляется, в первую очередь,
духовным центром, а не «карманом России». В «союзники» он привлек декабристов: известно, как уважительно относились они к этому городу и выступали за то, чтобы именно Нижний Новгород стал российской столицей. Духовная значимость города и былая слава Нижегородской ярмарки друг другу никак не противоречат: ярмарка на Руси никогда не воспринималась исключительно с коммерческой точки зрения.
Специалист по маркетингу Семен Подкар в числе прочих брендов Нижнего Новгорода упомянул один менее «раскрученный, но немаловажный: родина радио. Действительно, первый советский научно-исследовательский центр в области радиотехники или, как его называли, научный центр мировой радиотехники появился именно здесь. И этот центр доступен для посещения: Нижегородская радиолаборатория сегодня – один из городских музеев.
А президент НГЛУ им. Добролюбова Геннадий Рябов и директор Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Николай Смирнов солидарны в мнении, что уникальность этой территории и один из главных брендов – местные промыслы. Их количество и многоообразие вывело регион в бесспорные лидеры по РФ.
Конечно, просто обыгрывать тему матрешки или расписного сарафана для продвижения региона сегодня недостаточно. Важно «вписать» их в современный контекст, сделать актуальными. Председатель совета
Межрегиональной туристской ассоциации «ПРИВОЛЖЬЕ» Сергей Кривцов считает, что продвижение города как историко-культурного центра, духовного центра, инновационного центра вполне можно объединить в одну общую идею, которая будет работать на продвижение всех уникальных особенностей нашего города. Тоже самое касается и всей области. К сожалению, например, Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг
Нижегородской области, в чью компетенцию входит внутренний и въездной туризм, мало взаимодействует с общественностью и специалистами региона для решения данных вопросов.
Инна Александрова
Количество просмотров: 213